Всемирный день учителей: наследие Лепешинского
5 октября – это день, в который отмечают роль и заслуги учителей на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. Сегодня ООН предлагает родителям и всем гражданам на минуту задуматься о том, как изменил их жизнь хороший учитель, память о котором они пронесли через всю жизнь.
Предлагаем вспомнить роль П.Н.Лепешинского как замечательного педагога, отдавшего много сил на осуществление ленинских идей по обучению и воспитанию детей. Какой след оставил этот человек в истории Гомельщины, почему совет по топонимии, считает название «улица Лепешинского», на которой находится Иннопарк-Детскиий технопарк, памятником истории края? Своё имя улица получила в честь Пантелеймона Николаевича Лепешинского (29.2.1868-29.9.1944), деятеля революционного движения, публициста, доктора исторических наук. Пантелеймон Николаевич – историк, основатель школы-коммуны на Гомельщине, директор сначала Исторического музея, затем музея Революции, а его супруга – Ольга Борисовна (18.8.1871-2.10.1963) стояла у истоков биотехнологии, занималась научными исследованиями в области гистологии, цитологии и добилась на этом поприще колоссальных успехов.
Летом 1918 года на нескольких вазах, с нехитрым «сокровищем» для будущей школы П.М.Лепешинский вместе с женой приехал в деревню Литвиновичи (в наши дни – центр сельсовета Кормянского района), чтобы учредить по предложению В.И.Ленина школу-коммуну. Пантелеймон Николаевич сам был родом из этих мест. Лепешинский в Восточной Беларуси провёл немалую часть своей жизни. В 1907-1909 годах он преподавал математику в Оршанском реальном училище. В Литвиновичах обучение и воспитание сочеталось с работой. В школе занимались как дети местных жителей, так и дети-сироты, и ребята, прибывшие в школу из голодающего Поволжья. Ребята учились и сами себя обслуживали: готовили, шили одежду, мастерили мебель, охраняли школу, а также занимались просветительской работой среди населения. Особое внимание в школе уделялось воспитанию новых качеств: ответственности, взаимопомощи, коллективному ведению хозяйтсва. Вместе ребята работали в поле, саду, выращивали все для себя и на продажу, а деньги сами определяли на нужды школы. Преподавание было нацелено на раскрытие в детях способностей, заложенные в них природой, чтобы создавать из обычных, простых людей –настоящих гениев, творцов, мастеров с большой буквы. Большое внимание работе с детьми уделяла О.Б.Лепешинская. Она привлекала ребят к работе лаборатории, в которой проводились экспериментальнве разработки будущих величайших открытий в биологии. Позже теория Лепешинской о неклеточном живом веществе будет отмечена правительственными наградами. С 1949 года Лепешинская будет работать в Институте экспериментальной биологии АН СССР, заведовать отделом развития живого вещества.
В конце 1919 года школа Лепешинского была переведена в Москву и преобразована в Московскую опытно-показательную школу Наркомпросвета. Сейчас в Литвиновичах перед зданием средней школы стоит памятник выдающемуся человеку, педагогу и учёному П.Н. Лепешинскому. После Октябрьской революции П.М.Лепешинский работал в Наркомате просвещения РСФСР в Петрограде. Лепешинских можно назвать людьми, опережающими своё время. Они умели энергию и фантазию подростков направить на реализацию удивительных идей, стоящих на грани будущего и реальности. П.Н.Лепешинский внес значительный вклад в развитие отечественной педагогики. Его идеи нашли отражение в Программе непрерывного воспитания детей и молодёжи, которая предусматривает проведение мероприятий, направленных на развитие ценностных отношений к природе, в том числе: участие в проекте «Энергоэффективность в интересах устойчивого развития», «День Земли», конкурса «Энергомарафон», работа «зеленого» и «голубого» патрулей и другое. Его идеи актуальны сегодня и отвечают запрсам общества, пример тому – Детский Иннопарк в Гомеле, который продолжает осуществлять идеи Лепешинских на практике.